Глава 5

Одагири Йтиун "Меч Непребывающего ума"

   Почти одновременно с Дзягю Тадзима-но-ками в Эдо, - теперь Токио - жил за рекою Сумиде другой фехтовальщик, известный под именем Одагири Йтиун.

   В то время, как теперь известно, Тадзима-но-ками был связан с кланом Токугава, находился на вершине славы и обладал огромной известностью. И учитель третьего сегуна был известен узкому кругу своих друзей и учеников. Их социальное положение

различалось. Однако, судя по тому, что он писал, Итиун был лучшим фехтовальщиком. Он презирал тех профессиональных учителей, что собирались вокруг политических деятелей, ибо у них, как говорил его учитель Сэкуин, были "грубые души", стремящиеся к достижению славы. Такие учителя ради почестей приносили в жертву свое искусство.

   Общим в философии фехтования Итиуна и Дзягю было то, что в основе лежал дзен-буддизм. Итиун был склонен больше придавать значение пониманию задач дзен, за которым, какой говорил, приходило и понимание техники. Дзягю, напротив, больше придавал значение технике, хотя и подчеркивал значение дзен для фехтования. Но он не заходил так далеко, как Итиун, который совершенно игнорировал тактическое искусство, как таковое. Итиун открыто заявлял, что его меч был мечом "недеяния", "неискусств", "не-техники", "не-ритмичности", "полагающимся на ничто", не нуждающемся ни в чем, что подобно искусству фехтования. И всякий, как считал он, кто будет говорить о методе его практической тренировки, скажет, что это "очень странно и необычно".

   Перед нами сильно сокращенный конспект, написанный в конце восемнадцатого века с оригинального произведения Одариги Итиуна. Эта рукопись имеет очень большое значение для изучения фехтования, показывая всеобъемлющее значение духовной тренировки в сравнении с обучением фехтованию как ремеслу, и показывает отношение просветленной личности к техническому мастерству.

   Фехтование - это не искусство убивать, оно состоит в том, чтобы развивать себя нравственно, философски, духовно.

 

"Меч Непребывающего ума"

   Мой учитель, Сэкиун, начал изучать фехтование в молодости, а затем стал учеником Огасавара Гэисин. Гэнсин, в свою очередь, был одним из четырех лучших учеников Ками-идзуми (умер в 1577 г.), который был основателем новой школы Синкагэрю, Можно сказать, что деятельность Ками-идзуми была причиной нового этапа в развитии японского фехтования. Он был великим гением японского фехтования. После основания Синкагэрго Огасавара, Гэнсин поехал в Китай. Обучая китайцев своему икусству ему довелось встретиться с человеком, прекрасно владеющим китайским оружием хоко. Огасавара стал у пего учиться и это чрезвычайно развило его технику. Вернувшись в Японию, он попробовал свой новый метод и убедился, что никто ни может ему противостоять. Уверенный и абсолютном превосходстве новой техники, он обучал многочисленных учеников. Упорно трудясь, Сэкнун, наконец, овладел секретом новой школы.

   Однако, мой учитель Сэкиун этим не удовлетворился. Он начал изучение дзен под руководством Кохаку, бывшего настоятеля Тофикудзи, одного из главных монастырей Киото, достиг больших успехов в понимании дзен-буддизма. В конце концов, он пришел к заключению, что никто из великих мастеров фехтования, о которых он знал, включая и его учителя Гэнсина и учителя его учителя Ками-идзуми, не может считаться по истине мастером фехтования. Ибо все они не понимали глубочайшего принципа жизни. В результате, не смотря на хорошую физическую и техническую подготовку, они продолжали оставаться рабами ошибочных, бесполезных мыслей. Они не могли выйти за пределы трех альтернатив:

   1 - победить более слабого соперника,

   2 - быть побежденным сильнейшим,

   3 - встречаясь с равным, взаимно поразить друг друга (ай-уги).

   Теперь Сэкиун пытается применить к искусству фехтования принцип небесного разума или Изначальной природы в ее таковости (т.е. в состоянии "как на есть"). Он был убежден, что это возможно. И однажды наступило великое просветление, Он понял, что по сути дела, фехтование в технике не нуждается. Ибо когда человек пребывает на троне небесного Разума, он чувствует себя совершенно свободным и независимым, и тогда он постоянно готов овладеть любыми профессиональными хитростями. Когда Сэкиун испробовал это открытие со своим учителем Огасавара Гзнсин, он легко его побеждал даже тогда, когда тот пользовался "самыми тайными секретами" своего мастерства. Это было подобно горению бамбука в пламени сильного пожара.

   Сэкиуну было уже за шестьдесят, когда я, Итиун, двадцати восьми лот от роду, пришел к нему в ученики. Пять лет я прилагал свои силы, чтобы постичь искусство фехтования, которое мой учитель объединил с принципом и практикой дзен. И, когда я почувствовал себя готовым испытать, чего же и достиг, я бросил вызов учителю. В каждом из трех поединков исходом был ай- нукэ.

   Ай-нукэ - новый термин в фехтовании. Когда соперники во всем равны и бьются до конца, это кончается ай-ути или взаимным убийством, При ай-нуке не происходит пи убийства, ни ранения. "Нукэ"- значит не "убить", "сразить", а "миновать", "пройти мимо", Итак Сэкиун и его ученик Итиун, будучи равными, остались после поединка целыми и невредимыми, они оба избежали "поражения". Итиун пишет: "Это стало характерным принципом нашей школы, которая была названа дзенским учителем Сэкиуну Кохаку "Меч Непребывающего (но задерживающегося) Ума".

   Итиун продолжает: Когда мой учитель умер, я оставался один и шесть последующих лет провел в глубоком созерцании Небесного Разума, не мысля распространять свое новое искусство. Я погрузился в самосозерцание, забывая голод и холод,

В связи с моими поединками с учителем следует упомянуть один факт. После третьей схватки он выдал мне письменное свидетельство в виде свитка, в котором признал, что я достиг осознания принципа фехтования. Затем мастер вынул из нагрудного кармана четки, воскурил благовония и поклонился мне, как обычно кланяются буддисты.

   Не знаю, что именно подразумевал мой учитель, совершая эту религиозную церемонию, но несомненно, этим он выражал высочайшую похвалу, которую только может выразить один смертный другому.

   Хотя я не собирался стать учителем новой школы, однако, некоторые из моих старых друзей отыскали меня и убедили передать им мой новый опыт. Постепенно моя школа и мое имя становились все более известными. По тому, как теперь следуют учению и дисциплине этой школы, я надеюсь, что она будет процветать в грядущих поколениях и удивительные достижения моего учителя не пропадут даром и не исчезнут. Несмотря на это, я думаю, что лучше записать все, что возможно, ибо людям свойственно

понимать все по своему и нужно предупредить возможные неправильные толкования.

   Так, рекомендуя себя и своего учителя, Итиун говорит о самом главном в личности фехтовальщика.

   Фехтовальщик должен отбросить всякое стремление прославить свое имя, избавиться от эгоизма и самовосхваления; он должен быть в согласии с Небесным Разумом и блюсти Высший Закон Природы, который отражается в каждом из нас. Как сказал Итиун: "Мой учитель, презирая обывателей, говорит что они одержимы звероподобными духами, которые как животные и только ждут, как бы что-нибудь съесть. Т.е. все время ищут материальных благ и выгод. Они не понимают, что значит человеческое достоинство и законы нравственности, которые управляют человеческой жизнью."

   Что касается фехтования, то Итиун советует, во-первых, не полагаться па технические приемы. Большинство фехтовальщиков уделяет им слишком много внимания. Тот, кто хочет следовать Мечу Непребывания, должен отказаться от намерения превратить фехтование в источник благополучия или развлечение, в вещь чисто внешнюю, внешне привлекательную. Не следует думать о победе над противником.

   Фехтовальщик не должен думать об исходе боя, его ум должен быть свободен от подобных мыслей. Первый принцип фехтования - это глубочайшая интуиция прозрения, совершенная интуиция Небесного Разума, который действует в гармонии с любыми обстоятельствами, а больше ничего от фехтовальщика не зависит.

   Когда Небесный Разум присутствует в нас, он знает, как ему себя вести, что бы не произошло. Когда человек видит огонь, его Разум сразу знает, как его использовать; когда находит воду, Разум подсказывает ему, для чего она. Когда человек видит другого в опасности, Разум ведет его на выручку, Пока мы с Ним, как бы сложна ни была ситуация, мы будем вести себя, как подобает.

Он был еще до нашего рождения, этот принцип, который управляет вселенной как нравственно, так и физически. Этот творческий принцип имеет четыре аспекта:

   Гэн (юань - "великое"),

   ко (хэн - "успех"),

   ои (ли - "продвижение, способствование"),

   тэй (чэн - "упорство, настойчивость").

Когда человек рожден силой творческого принципа, он воплощает эти четыре аспекта в форме четырех социальных добродетелей:

   дзинь (жень - "любовь, человеколюбие"),

   ги (и - "справедливость"),

   рэй (ли - "правильность"),

   ти (чи - "мудрость").

Эти четыре добродетели определяют человеческую природу, а другие люди видят в этом человеке духовного вождя.

   В чистейшем виде изначальная Природа функционирует в нас во младенчестве, когда нас еще не отняли от материнской груди. Но полагаясь на Природу, позволив ей действовать по своему усмотрению, не препятствуйте ей действовать своим относительным сознанием, мы будем самодостаточны и в зрелом возрасте. Но, увы, когда мы растем, у нас возникает много всяких концепций, позиций и амбиций, которые существенно искажают картину мира, которую мы получаем из наших чувств. И мы уже не можем видеть просто гору, такой, как она есть в ее таковости. Вместо этого, на зрительное восприятие горы накладывается много идей о горах, наши предшествующие знания и впечатления, гора с таким наслоением не чудесна, а чудовищна. Это результат того, что мы пропитаны всяческими доктринами, учениями, обретенными в результате наших обширных интересов. Тут смешивается личное с политическим, социальным, экономическим, религиозным. Получается совершенно извращенная картина.    Вместо того, чтобы жить в мире изначальной Природы, в ее прекрасной наготе, мы живем в искусственном, окультуренном мире; и к тому же не сознаем этого.

   Если фехтовальщик хочет узнать, как же эта искаженная картина мира влияет на его действия, пусть он наблюдает за собой во время поединка. Он обнаружит, что все его действия противоречат принципу "Непребывающего Меча", который с начала и до конца должен быть согласен с мышлением и действиями младенца. .Следуя дисциплине согласия с Природой, шаги фехтовальщика в схватке не будут слишком быстрыми, медленными, безразличными. Они будут как раз такими, как это нужно. Об этом позаботится изначальная Природа, которой следует ситуация, находящаяся в постоянном изменении. Фехтовальщик не

должен выказывать свою смелость, но не должен чувствовать и робости. Он не должен сознавать, что кто-то противостоит ему. Он должен чувствовать себя, так, будто занимается своим обычным делом, например, - радуется завтраку. Пусть фехтовальщик держит свой меч как вилку за завтраком, когда поднимает кусочек и берет его в рот, а потом кладет вилку, когда она не нужна, по окончании завтрака. Если фехтовальщик думает, что схватка требует чего-то большего, значит он еще не закончил учиться и ему рано покидать стены школы.

   Итиун продолжает: Чтобы объяснить чудесное действие Небесного Разума и Изначальной Природы в человеке, мы употребляем различные выражения, но, главное здесь вернуть к невинности "первоначального человека", т.е. время нашего раннего детства, которое часто называем Великим Пределом (тайкеку, по кит. тайцзи) или Природой в ее таковости, состоянием не-действия, пустоты. Но большинство людей, вместо того, чтобы смотреть в суть явления, накручивают слова на слова и все больше и окончательно в них запутываются.

   Таким людям лучше всего вернуться во время своего детства и посмотреть, как ведет себя ребенок. Земля может расколоться, а ребенок и внимания не обратит. Убийца бросится в его дом и станет его убивать, а он только ему улыбнется. Разве это не демонстрирует подлинное мужество? Ну, а раз это ясно, то посмотрим, как он будет вести себя в этой всемирной игре, в которой мы участвуем, ради которой мы почти готовы пожертвовать своей жизнью или бесстыдно пускаем в ход самое подлое

коварство. Будет ли дитя радоваться, если его сделают императором или наградят самым высоким орденом? И ответ на это младенец даже не повернет глазом. Мы можем сказать, что он просто ничего не знает о мире взрослых, и этим все объясняется.    Но Итиун возражает: "Что истинно в мире взрослых? Все в нем суета сует. А то, что волнует младенца, действительно существенно. Младенец не уносится мыслями в прошлое и будущее. Потому он свободен и не знает страха, неуверенности, тревоги или "мужества жить". Фехтовальщику, как и всем нам, необходимо сознавать Небесный Разум, который движет

младенцем. Дети его не сознают, он просто движет ими. А нам нужно привести в полное сознание Природу, которая раскрывает в нас Небесный Разум. Достичь зрелости - не значит стать пленником всяких рассуждений, это значит достичь сознания того, что лежит в самой глубине нашего существа Это и есть "истинное знание" (рети), искренность (макоту), "благовоние" (кэй), "безошибочность" (танкеки). Как бы стар ни был человек, "детское в нем не умерло", оно всегда свежо, энергично, воодушевляюще".

   Поэтому наставление Итиуна своим ученикам самое простое и легкое.

   Он говорит: "Когда стоишь с мечом перед противником, продвинься вперед, если дистанция слишком велика и ударь. А если сразу стоишь на правильной дистанции, то ударь сразу с того места. Думать не нужно"

   Однако, с большинством фехтовальщиков дело обстоит по-иному. Как только они окажутся перед противником, они уставятся на него, определят, на какой они с ним дистанции, выберут позицию, которая кажется им наилучшей, проверят длину меча, поразмыслят о сом, как бы применить прием, и т. д, Их мозг лихорадочно работает, решая, какую же тактику из тех, которым его научили, применить в данном случае. Они понятия не имеют о Небесном Разуме и его действии при разных условиях. Величайшая

ошибка в фехтовании - это пытаться предугадать исход поединка. Вы не должны думать, чем это кончится, победой или

поражением. Просто дайте Природе идти своим путем и тогда ваш меч "ударит в надлежащий момент."

   Может быть, самый верный совет, который дает Итиун, заключается в том, что первым шагом в тренировке фехтовальщика должна быть мысль об "ай-ути"- взаимном убийстве, в момент, когда он приступает к поединку. Этот совет имеет самое существенное психологическое значение. Иными словами ай-ути означает, что не нужно думать об исходе поединка, о своей безопасности. Если человек вступает в поединок в таком душевном состоянии, он действует более эффективно и противостоять ему сможет только противник, имеющий такую же позицию. Подобные примеры уже приводились в этом тексте. Мысль об

ай-ути, - и это главное, - должна быть у фехтовальщика с самого начала, а не в конце.

   Второй урок Итиуна демонстрирует самую суть его методологии и его глубочайшее проникновение в тайны человеческой психологии. Он пишет: "Кажется, что не трудно придерживаться мысли об ай-ути с самого начала поединка, но если все это так легко, то возникает мысль о несомненной победе над противником, а эта мысль более всего препятствует естественному функционированию Небесного Разума". Он продолжает: "В тот момент вы можете подумать: как же я так двойственно думаю? Сначала я решил, что закончу поединок ай-ути и тут же принялся мечтать о победе. Подобное размышление тут же приведет вас

и ваш ум в состояние куфу.

   Если вы продолжаете в течении нескольких лет свою практику, в конце концов вы достигнете прозрения Небесного Разума, который никогда не подчиняется никакой форме движения, т.е. никакой форме нерешительности ума. Разум, Природа или душа (кокоро) или субстанция - все это синонимы - всегда спокойна, недвижима, неизменна, она действует на бесконечных путях и она вне досягаемости мысли."

   Прежде, чем закончить эту длинную экспозицию школы фехтования, называемой "Меч Непребывания", я хочу отметить четыре характерных момента в рукописи Итиуна.

   1. Отсутствие стереотипных техник.

   2. Мягкость, кротость духа (кшанти) или непротивление (недеяние). Эти термины сильно напоминают философию Лао-Цзы или Чжуан-Цзы.

   3. Убеждение: "Я фехтовальщик, которому нет равных в мире". Это соответствует тому, что согласно традиции, сказал Будда при своем просветлении: "На небесах и на земле - я единственный достоин почитания!" высказывание интересно по двум причинам.    Итиун приветствует "детскость", как воплощение принципа фехтования, и Будда сказал эти слова, когда был младенцем, новорожденным. Но дитя Итиуна - это мужественный фехтовальщик, прошедший через асе события и испытания, рискуя своей жизнью. Иными словами, дух и учение дзен исповедует Итиун и Будда. Оба хотят соскрести грязь, которая накопилась на нашем существе еще до нашего рождения и раскрыть Реальность, как она есть, в ее таковости. Вот вся нагота, которая соответствует буддийской концепции о пустоте (шуньята).

   4. И еще одна особенность "меча непребывания" идея об ай-нукэ. Этому не учила ни одна школа в других школах при равенстве противников все кончалось взаимным убийством - ай-ути, но в школе "Меч Непребывания" финал не был трагичен - все кончалось ай-нукэ. Как я уже говорил, ""не ударить". Ни один из соперников не наносит другому удара или ранения. Когда несовершенный мастер вызывает на поединок настоящего мастера "Меча Непребывания", он совершает самоубийство. У настоящего мастера нет намерения убивать. И когда он встречается с мастером "Меча Непребывания". его же злой дух его и

убивает. Мастер даже может и не подозревать, что его меч сразил противника. Можно сказать, что Небесный Разум наказал тех, кто пошел против него, а "детскость" мастера остается такой же жизненной, как и была.

   Такуан был дзенским учителем, который пользовался фехтованием, как методом тренировки. Его меч, как палка (здесь проводится аналогия) дзенского учителя, бьет ученика, который, не усвоив урока, пытается действовать. Меч Сэкиуна унаследовал Итиун, это настоящий "меч недеяния", а в нем выражается сущность философии праджня парамита (по-яп. Хання-харамита),

В конце своего трактата Итиун подводит итог значению меча:  "Сейчас есть около двухсот школ фехтования, но все они обязаны четырем ученикам Ками-идзуми Исэ-но-ками. Мой учитель, Сэкиун, учился у одного из них. Это Огасавара Гэнсин. Гэнсин, после посещения Китая, где овладел чисто китайским оружием, создал собственный стиль фехтования, настолько совершенный, что во всех последующих поединках не имел себе равных. Мой учитель, Сэкиун, в совершенстве овладел методом Гэнсина, но позже, когда Сэкиун пришел к пониманию дзен, он отринул все, чему раньше научился и обрел истинное знание. Он вступил в схватку со своим учителем. В результате, методы, основанные на совершенной технике боя, потерпели поражение. С тех пор Сэкиуна никто не мог победить, его система была выше других."

   Вывод Итиуна: лучшие фехтовальщики Японии не могли его победить потому, что строили свои системы на каком то одном приеме или методе, на техническом совершенстве. Сэкиун же, изучив дзен, овладел "Мечом Недеяния". Это непривязанность ни к одному методу, воплощение самого Небесного Разума, выходящего за пределы человеческого разумения. Достигнув дзенского сатори, Сэкиун обрел святость.

   Его "Меч Непребывания" не имел ничего общего с тактическими тонкостями, т.е. всем тем, что обычно составляет искусство фехтования. Его меч, совершенно свободный от мирских побуждений и интересов, был движим духом владельца, а у кого было "чистое" сердце и свободный, "пустой" ум (не-ум, мусин).

   Поэтому и меч был совершенно свободен у него в руках. И никто из тех, кто не достиг той же степени просветления ума, что и Сэкиун, не мог его победить, В конце концов, фехтование дело не техники, а высокого развития духовности. Отсюда и заявление Итиуна,- что ему нет равных.

Назад в "Библиотеку"

Hosted by uCoz